Здоровьесбережение в практике обучения специалистов по социальной работе: междисциплинарный подход
DOI:
https://doi.org/10.18413/2949-267X-2023-2-2-2Ключевые слова:
здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, здоровьеориентированная образовательная система, социальное здоровье, психологическое здоровье, междисциплинарный подход, образовательные технологииАннотация
Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде на современном этапе становятся обязательным условием профессионального обучения и способствуют формированию здоровьесберегающего поведения. Авторами рассматриваются межпредметный и междисциплинарный подходы к проблеме здоровьесбережения для направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа». Представлены методы и технологии преподавания различных дисциплин, формирующие компетенции в области ЗОЖ у обучающихся. Показаны межпредметные связи дисциплин профессиональной и специальной подготовки, практическая направленность аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Подготовка студентов к осуществлению деятельности по здововьесбережению в контексте междисциплинарного подхода обеспечивает интеграцию различных дисциплин и образовательных технологий и характеризуется сформированными универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. – СПб. : Алетейя, 2003. – 512 с.
Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) нового поколения / cост.: Е.И. Сафонова; при участии Е.Н. Евсеевой, Е.М. Емышевой, А.В. Корчинского, И.А. Коссова. – М. : РГГУ, 2012. – 75 с.
Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. Лабунской В.А. – М. : Издательская группа «Юристь» 1999.
Список литературы
Баякина, О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности / О.А. Баякина // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – Т. 11, № 4-5. – С. 1195–1200
Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М. : Мысль, 1988. – 304 с.
Бушковская, Е. А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения / Е.А. Бушковская // Молодой ученый. – 2009. – № 5(5). – С. 178–182.
Бушковская, Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях / Е.А. Бушковская // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 330. – С. 152–155.
Гатило, В.Л. Социальное здоровье студенческой молодёжи: подходы к определению [электр. ресурс] / В.Л.Гатило, Т.В.Городова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17259
Гурвич, И. Н. Социальная психология здоровья / И. Н. Гурвич ; Рос. акад. наук. Ин-т социологии. С.-Петерб. филиал и др. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 1023 с.
Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В.Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3(20). – С. 17–21.
Ивахненко, Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах / Г.А. Ивахненко // Вестник института социологии. – 2013. – № 6. – С. 99–111.
Лазуренко, Н.В. профилактика табакокурения и формирование здорового образа жизни у учащихся профессиональных учебных заведений / Н.В. Лазуренко, Н.Н. Подпоринова, М.Е.Поленова [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. –2021. – № 28 (3). – С. 405–410.
Лазуренко, Н.В. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи: факторы формирования и условия сохранения / Н.В. Лазуренко, О.В. Ковальчук, В.А. Нифонтова // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2021. –Том 46, № 3. – С. 461–473.
Петрова, Г.И. Междисциплинарность университетского образования, как современная форма его фундаментальности / Г.И. Петрова // Вестник Томского государственного образования. Философия. Социология. Политология. – 2008. – № 3. – С. 7.
Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 168 с.
Поленова, М.Е. Кейс-стади как инструмент оценки профессиональных компетенций студентов / М.Е.Поленова, И.К.Свищева // Педагогика & психология. Теория и практика. –2016. – № 6 (8). – С. 25–27.
Пронина, Н.А. Здоровьесберегающие технологии как фактор психологической безопасности образовательной среды / Н.А.Пронина, Л.Г.Демченская // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. – Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2019. – С. 134–136.
Свищева И.К. Молодые семьи во время самоизоляции: стратегии выживания / И.К.Свищева, И.Г.Волошина, Н.В.Лазуренко [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т. 29, № 5. – С. 1077–1082.
Сенашенко, В. С. Междисциплинарность образования как отражение многообразия окружающего мира / В. С. Сенашенко // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т. 21, № 1. – С. 88–95.
Сидельникова, Т.Т. Методологические и методические вопросы разработки и применения мультимедийных обучающих программ в системе высшей школы / Т.Т.Сидельникова, Д. А.Темников. – Казань : Изд-во Казанского университета, 2006. – 187 c.
Сидельникова, Т.Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин / Т.Т. Сидельникова / Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2. – С. 281–292.
Степанова, Г.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса учащихся и студентов / Г.А. Степанова, Г.А. Булатова, Р.М. Гимазов. – Сургут : РИО СурГПУ, 2006. – 223 с.
Стратегии междисциплинарного обучения / под ред. И.Н.Тоболкиной, Т.Б. Черепановой : материалы I областной научно-практической конференции (Томск, 1 марта 2005). – Томск : Томский ЦНТИ, 2005. –184 с.
Тоболкина, И.Н. Междисциплинарные стратегии как эффективный подход к реализации задач модернизации образования (опыт Областного научно-практического центра «Дарование») / И.Н.Тоболкина // Одаренный ребенок. – 2004. – № 6. – С. 88.
Форверг, М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения / М. Форверг, Т. Альберг // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 57–64
Jacobs, H.H. The Interdisciplinary Concept Model. Design and Implementation Gifted [Electronic resource] / H.H. Jacobs, J.H. Borland – Child Quarterly. – 1986. – Vol. 30 No. 4. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/001698628603000403