Здоровьесбережение в практике обучения специалистов по социальной работе: междисциплинарный подход

Авторы

  • Наталия Вячеславовна Лазуренко Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-2128-0270
  • Марина Евгеньевна Поленова Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-0406-4891
  • Наталья Николаевна Подпоринова Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-1741-2453

DOI:

https://doi.org/10.18413/2949-267X-2023-2-2-2

Ключевые слова:

здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, здоровьеориентированная образовательная система, социальное здоровье, психологическое здоровье, междисциплинарный подход, образовательные технологии

Аннотация

Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде на современном этапе становятся обязательным условием профессионального обучения и способствуют формированию здоровьесберегающего поведения. Авторами рассматриваются межпредметный и междисциплинарный подходы к проблеме здоровьесбережения для направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа». Представлены методы и технологии преподавания различных дисциплин, формирующие компетенции в области ЗОЖ у обучающихся. Показаны межпредметные связи дисциплин профессиональной и специальной подготовки, практическая направленность аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Подготовка студентов к осуществлению деятельности по здововьесбережению в контексте междисциплинарного подхода обеспечивает интеграцию различных дисциплин и образовательных технологий и характеризуется сформированными универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталия Вячеславовна Лазуренко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доцент кафедры социальной работы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия.

Марина Евгеньевна Поленова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доцент кафедры социальной работы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия.

Наталья Николаевна Подпоринова , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доцент кафедры социальной работы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия. 

 

Библиографические ссылки

Список источников

Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. – СПб. : Алетейя, 2003. – 512 с.

Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) нового поколения / cост.: Е.И. Сафонова; при участии Е.Н. Евсеевой, Е.М. Емышевой, А.В. Корчинского, И.А. Коссова. – М. : РГГУ, 2012. – 75 с.

Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. Лабунской В.А. – М. : Издательская группа «Юристь» 1999.

Список литературы

Баякина, О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности / О.А. Баякина // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – Т. 11, № 4-5. – С. 1195–1200

Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М. : Мысль, 1988. – 304 с.

Бушковская, Е. А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения / Е.А. Бушковская // Молодой ученый. – 2009. – № 5(5). – С. 178–182.

Бушковская, Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях / Е.А. Бушковская // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 330. – С. 152–155.

Гатило, В.Л. Социальное здоровье студенческой молодёжи: подходы к определению [электр. ресурс] / В.Л.Гатило, Т.В.Городова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17259

Гурвич, И. Н. Социальная психология здоровья / И. Н. Гурвич ; Рос. акад. наук. Ин-т социологии. С.-Петерб. филиал и др. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 1023 с.

Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В.Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3(20). – С. 17–21.

Ивахненко, Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах / Г.А. Ивахненко // Вестник института социологии. – 2013. – № 6. – С. 99–111.

Лазуренко, Н.В. профилактика табакокурения и формирование здорового образа жизни у учащихся профессиональных учебных заведений / Н.В. Лазуренко, Н.Н. Подпоринова, М.Е.Поленова [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. –2021. – № 28 (3). – С. 405–410.

Лазуренко, Н.В. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи: факторы формирования и условия сохранения / Н.В. Лазуренко, О.В. Ковальчук, В.А. Нифонтова // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2021. –Том 46, № 3. – С. 461–473.

Петрова, Г.И. Междисциплинарность университетского образования, как современная форма его фундаментальности / Г.И. Петрова // Вестник Томского государственного образования. Философия. Социология. Политология. – 2008. – № 3. – С. 7.

Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 168 с.

Поленова, М.Е. Кейс-стади как инструмент оценки профессиональных компетенций студентов / М.Е.Поленова, И.К.Свищева // Педагогика & психология. Теория и практика. –2016. – № 6 (8). – С. 25–27.

Пронина, Н.А. Здоровьесберегающие технологии как фактор психологической безопасности образовательной среды / Н.А.Пронина, Л.Г.Демченская // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. – Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2019. – С. 134–136.

Свищева И.К. Молодые семьи во время самоизоляции: стратегии выживания / И.К.Свищева, И.Г.Волошина, Н.В.Лазуренко [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т. 29, № 5. – С. 1077–1082.

Сенашенко, В. С. Междисциплинарность образования как отражение многообразия окружающего мира / В. С. Сенашенко // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т. 21, № 1. – С. 88–95.

Сидельникова, Т.Т. Методологические и методические вопросы разработки и применения мультимедийных обучающих программ в системе высшей школы / Т.Т.Сидельникова, Д. А.Темников. – Казань : Изд-во Казанского университета, 2006. – 187 c.

Сидельникова, Т.Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин / Т.Т. Сидельникова / Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2. – С. 281–292.

Степанова, Г.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса учащихся и студентов / Г.А. Степанова, Г.А. Булатова, Р.М. Гимазов. – Сургут : РИО СурГПУ, 2006. – 223 с.

Стратегии междисциплинарного обучения / под ред. И.Н.Тоболкиной, Т.Б. Черепановой : материалы I областной научно-практической конференции (Томск, 1 марта 2005). – Томск : Томский ЦНТИ, 2005. –184 с.

Тоболкина, И.Н. Междисциплинарные стратегии как эффективный подход к реализации задач модернизации образования (опыт Областного научно-практического центра «Дарование») / И.Н.Тоболкина // Одаренный ребенок. – 2004. – № 6. – С. 88.

Форверг, М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения / М. Форверг, Т. Альберг // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 57–64

Jacobs, H.H. The Interdisciplinary Concept Model. Design and Implementation Gifted [Electronic resource] / H.H. Jacobs, J.H. Borland – Child Quarterly. – 1986. – Vol. 30 No. 4. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/001698628603000403

Загрузки

ОПУБЛИКОВАНА

30.06.2023

Как цитировать

(1)
Лазуренко, Н. В.; Поленова, М. Е.; Подпоринова , Н. Н. Здоровьесбережение в практике обучения специалистов по социальной работе: междисциплинарный подход. НРСР 2023, 2, 68-85.

Выпуск

Раздел

Актуальные вопросы активного долголетия и здоровьесбережения