Возможности и проблемы в реализации образовательных стратегий студентами с ограниченными возможностями
DOI:
https://doi.org/10.18413/2949-267X-2024-3-4-0-2Ключевые слова:
инклюзия, образование, образовательные стратегии, молодёжь, молодёжь с ограниченными возможностями здоровья, студенты, студенты-инвалидыАннотация
Статья посвящена анализу проблем, связанных с образовательными жизненными стратегиями молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Индикаторами проблем стали оценка удовлетворенности образовательной средой в целом, востребованность специалистов по сопровождению образовательного процесса студентов с ОВЗ, решение организационных трудностей, готовность вуза к обучению студентов с ОВЗ, качество инклюзивной среды, сопровождение трудоустройства таких студентов. Исследование проводилось методом массового онлайн опроса студентов с ограниченными возможностями здоровья в региональном вузе. По результатам исследования сделан вывод об отрицательной динамике (по сравнению с прошлым годом) решения проблемы в реализации образовательных стратегий студентами с ограниченными возможностями, уменьшении инклюзии высшего образования, снижения удовлетворенности доступностью среды. Возможные способы преодоления проблем в реализации образовательных стратегий студентами с ограниченными возможностями связаны с расширением безбарьерной среды (проведение информационных кампаний, повышение осведомленности среди сотрудников и студентов, создание дружественной атмосферы и инклюзивной культуры в университете), предоставлением в вузах услуг специалистов по сопровождению, реализации потребностей в психолого-педагогическом, социальном и медико-оздоровительном сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья (предоставление консультаций психологов и терапевтов, организация дополнительных занятий и поддержка со стороны кураторов; разработка гибких графиков обучения, предоставление дополнительных временных рамок для выполнения заданий, возможность сдачи экзаменов в специальных условиях).
Благодарность
Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания FZWG-2023-0016, тема «Жизненные стратегии молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства», 2023-2025 гг.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ахметзянова, А.И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в Казанском федеральном университете // Филология и культура. − 2015. − № 1/39. − С. 301-306.
Дегтярева, В.В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе // Философия образования. − 2014. − № 3 (54). − С. 162-173.
Зайцев, Д.В. В центре внимания студент-инвалид // Высшее образование в России. − 2009. − № 5. − С. 134-140.
Кальгин, Ю.А. Современные подходы к формированию психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования инвалидов в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. − 2011. − № 622. − С. 119-122.
Симатова, Е.Л. Вопросы организации инклюзивного обучения в высших учебных заведениях Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. − 2016. − № 2. − С. 88-91.
Шаповалова, И.С., Заводян, И.С. Поколение Z: ценности, диспозиции и социализационные результаты // Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения. − Уфа, 2021. − С. 25-45.
Шаповалова, И. С. Проблемы реализации государственной молодежной политики в рефлексии региональной молодежи // Регионология. − 2021. − Т. 29. № 4 (117). − С. 902-932.
Швецов, В.И., Рощина, М.А. Модель организации поддержки образовательного процесса студентов инвалидов по зрению на основе использования компьютерных тифлотехнологий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. − 2010. № 1. − С. 11-18.
Ярская-Смирнова, Е., Романов, П. Высшее образование инвалидов: политика и опыт // Высшее образование в России. − 2004. −№ 7. − С. 38-50.