Социальное самочувствие студентов с инвалидностью в городе
DOI:
https://doi.org/10.18413/2949-267X-2023-2-4-7Ключевые слова:
инклюзия, социальная урбанистика, студенты с инвалидностью, люди с инвалидностью, социальное самочувствие, социально-психологическая безопасность, город, урбанизм, инклюзивный городской дизайнАннотация
Изучение проблем людей с инвалидностью находится в междисциплинарном поле, где медицина и физиология соприкасаются с правовыми, урбанистическими, социокультурными аспектами жизнедеятельности, позволяя рассмотреть вопросы инвалидности в новом научном ракурсе. Целью нашего исследования является изучение социального самочувствия студентов с инвалидностью в контексте инклюзивности городского пространства. В статье представлены результаты исследования, проведенного авторами статьи в 2023 г. методом фокус-группы в столичном инклюзивном вузе города Москвы. Методология исследования выстроена в рамках социологии инвалидности и социальной урбанистики. Выборку исследования (n = 40) составили студенты с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата, приехавшие из средних и малых городов России для получения высшего образования.
Проведенное исследование позволило выделить уровни социального самочувствия студентов с инвалидностью (высокий, средний и низкий) и соотнести их со степенью их социально-психологической безопасности (максимальная, умеренная и минимальная). Эмпирическим путем доказано, что российские города в зависимости от размера (мегаполисы, крупные, средние и малые) оказывают существенное влияние на социальное самочувствие студентов с инвалидностью, что обусловлено, во-первых, разной степенью инклюзивности пространства; во-вторых, различным отношением горожан к молодым инвалидам (позитивное, нейтральное, негативное).
Скачивания
Библиографические ссылки
Наберушкина, Э.К. Исследование инвалидности в контексте урбанистики / Э.К. Наберушкина // Человек. Общество. Инклюзия. – 2018. − № 2 (34). – С. 12-22.
Maroto, M., Pettinicchio, D., Chai, L. and Holmes, A. “A Rollercoaster of Emotions”: Social Distancing, Anxiety, and Loneliness Among People With Disabilities and Chronic Health Conditions, 2023.
Mole, A. The Body Multiple: Ontology in Medical Practice, ed. by E. Roy Weintraub. Durham: Duke University Press, 2003.
Mitchell, D.T. & Snyder, S.L. The Biopolitics of Disability: Neoliberalism, Ablenationalism, and Peripheral Embodiment. University of Michigan Press, 2015.
Breffka, E., Jagoe, C., Murphy, S.P. & Tsegaw, B.B., Restricted participation: Drivers, experiences and implications of disability stigma in Ethiopia. African Journal of Disability. 2023; 12: a1085 https://doi.org/10.4102/ajod.v12i0.1085
Levitt, J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people. Disability & Society. 2017; 32(5): 735–747.
Hamilton, P.R., Hulme, J.A. & Harrison, E.D. Experiences of higher education for students with chronic illnesses. Disability & Society, 2023; 38:1, 21-46, https://doi.org/10.1080/09687599.2021.1907549