Определение мотивации спортсменов с нарушением слуха к занятиям адаптивным спортом

Авторы

  • Виктория Константиновна Климова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Мария Валерьевна Шимохина Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Елена Владимировна Стрижакова Центр адаптивного спорта и физической культуры
  • Дарья Владимировна Войкина Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области
  • Андрей Васильевич Долженко Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области

Ключевые слова:

адаптивный спорт, слабослышащие, легкая атлетика, спортсмены, мотивационная сфера

Аннотация

Адаптивный спорт имеет большое значение для удовлетворения комплекса потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в самоактуализации, самореализациии и коммуникативной деятельности. Однако исследований, посвященных формированию и поддержанию мотиваций к занятиям адаптивным спортом спортсменами различных нозологических групп недостаточно. Целью данной работы являлось определение основных мотивов, побуждающих спортсменов с нарушениями слуха, заниматься адаптивным спортом. Авторами проведено анкетирование 10 спортсменов-легкоатлетов высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта, мастера спорта), имеющих нарушения слуха (слабослышащие). Установлено, что для них наиболее значимым является желание быть полезным своей стране, победы в международных соревнованиях и поддержание хорошей физической формы. Остальные мотивы (возможность быть в кругу единомышленников и т.д.) также имели высокую степень значимости. Результаты исследования позволят более эффективно формировать мотивационную сферу спортсменов, занимающихся адаптивным спортом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Виктория Константиновна Климова , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

 доцент кафедры теории и методики физической культуры Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

Мария Валерьевна Шимохина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доцент кафедры теории и методики физической культуры Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

Елена Владимировна Стрижакова , Центр адаптивного спорта и физической культуры

директор государственного бюджетного учреждения «Центр адаптивного спорта и физической культуры», Белгород, Россия.

Дарья Владимировна Войкина , Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области

заместитель директора по методической работе государственного бюджетного учреждения «Центр адаптивного спорта и физической культуры», Белгород, Россия

Андрей Васильевич Долженко , Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области

тренер-преподаватель государственного бюджетного учреждения «Центр адаптивного спорта и физической культуры», Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Антонов, А.А. Ринк-бенди в системе спорта глухих: сущность, мотивация, тактика / А.А. Антонов. – Германия, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. – 94 с.

Баринова, Г.В. Инвалидность как социальный феномен современного российского общества: дис. ... д-ра фил. наук: 09.00.11 / Баринова Галина Викторовна. – Москва, 2015. – 488 с.

Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. –1136 с.

Жалилов, А.В. Анализ влияния спортивных мероприятий на социальную интеграцию спортсменов-самбистов с нарушением слуха / А.В. Жалилов, А.А. Супагина // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека: материалы III Всероссийской образовательно-научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием. – Иваново : ИвГМА, 2017. – С. 426–427

Козина, Ж.Л. Методика технико-тактической подготовки баскетболисток с нарушениями слуха с использованием инновационных технологий / Ж.Л. Козина, И.Н. Собко, А.И. Прокопенко, А.В. Губа, С.С. Ермаков, К.Я. Прусик, М.З. Цеслицка // Физическое воспитание студентов. – 2014. – № 3. – С. 30–39.

Кузьмин, Е.Б. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема / Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко, Г.Л. Драндров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 1. – С. 57–61.

Морозов, А.П. Комплексный контроль физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции: автореф. дис. ... кан. пед. наук / А.П. Морозов. – Москва, 2013. – 24 с.

Осокина, Е.А. Потребности и мотивы (целевые установки) глухих женщин 25–35 лет к занятиям фитнесом // Культура здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы: материалы всероссийской (дистанционной) научно–практической конференции / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова. – Шуя : Изд-во ШГПУ, 2012. – С. 161–165.

Российский след на сурдлимпийской арене / Рухледев В.Н., Романцов А.Н., Ребров Д.В. [и др.]. – М. : Сурдлимпийский комитет России, 2015. – 276 с.

Рысакова, О.Г. Значение и структура мотивов глухих спортсменов России и зарубежья к занятиям сноубордингом / О.Г. Рысакова, А.С. Махов. – Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6(124). – С.168–173.

Рысакова, О.Г. Подготовка квалифицированных сноубордистов с нарушением слуха в жестких дисциплинах сноуборда / О.Г. Рысакова, А.С. Махов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 114 с.

Савельева, О.В. Социальная интеграция и социализация в адаптивном спорте высшей школы / О.В. Савельева, Л.А. Иванова, Л.Б. Окунева // OLYMPLUS. Гуманитарная версия. – 2015. – № 1. – С. 138–140.

Степанова, О.Н. Особенности физической кондиции и психомоторные нарушения слабослышащих подростков 13–15 лет, занимающихся футболом / О.Н. Степанова, С.В. Шмелева, И.Е. Янкевич // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № (61). – C. 29–31.

Чибисова, С.С. Применение современных эпидемиологических методов для изучения распространенности нарушений слуха в России / С.С. Чибисова, Т.Г. Маркова, Е.Р. Цыганкова // Современные проблемы физиологии и патологии слуха: материалы 9-го национального конгресса аудиологов. – М., 2021, – С. 147–149.

Шатунов, Д.А. Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха / Д.А. Шатунов, Ф.Р. Зотова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. № 4 (98). – С. 183–188.

Загрузки

ОПУБЛИКОВАНА

30.03.2023

Как цитировать

(1)
Климова , В. К.; Шимохина, М. В.; Стрижакова , Е. В.; Войкина , Д. В.; Долженко , А. В. Определение мотивации спортсменов с нарушением слуха к занятиям адаптивным спортом. НРСР 2023, 2, 19–26.

Выпуск

Раздел

Инклюзивная среда и реабилитационные практики